«Школа русского языка»

    За последнее десятилетие увеличился приток в Москву лиц из стран ближнего и дальнего зарубежья. Перед новоприбывшими представителями различных этносов встает вопрос включения в социальную жизнь мегаполиса. Тут главной проблемой для них становится языковой барьер, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным. Если раньше в Москве русский язык как иностранный изучали в основном иностранные студенты в возрасте 18-25 лет, многочисленные программы русского языка как иностранного были рассчитаны на работу со студентами, лицами, имеющими образование, то в настоящее время в изучении русского языка как иностранного заинтересованы люди разных возрастов и социальных групп.
В связи с этим в Москве с 2000 года в общеобразовательных школах были открыты целевые группы обучению учащихся мигрантов русскому языку как иностранному (как неродному). Ведь дети должны посещать школу при любых обстоятельствах и изменениях в жизни своей семьи, а незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в учебный процесс.     Практика работы по адаптации учащихся в образовательную среду московского мегаполиса показала, что особые затруднения вызвала организация обучения юношей и девушек, присутствие которых в обычной средней общеобразовательной школе невозможно. Они хотят окончить школу и получить аттестат зрелости. Но для этого им всем нужно учиться еще несколько лет, в то время как по закону молодые люди старше восемнадцати лет не могут посещать среднюю общеобразовательную школу.
С сентября 2006 года, при содействии Департамента образования во всех административных округах города Москвы на базе общеобразовательных школ (в том числе и вечерних – ЮВОУО ВСШ №185 и СОУО №90) были открыты новые структурные подразделения, называемые «Школы русского языка». Они направлены на реализацию городской программы интеграции детей зарубежных мигрантов, а также мигрантов старшего возраста в московскую среду и их социокультурной адаптации к условиям столичного мегаполиса.
С сентября 2006 года на базе Вечерней сменной общеобразовательной школы Юго-Восточного административного округа города Москвы функционирует «Школа русского языка» как структурное подразделение данной школы, где обучаются юноши и девушки в возрасте от 17 лет и старше. Они являются вынужденными мигрантами из Сомали, Афганистана, Кубы и Кыргызстана, которые мигрировали в Москву в силу обстоятельств, независящих от них, а именно: военных действий, политической и экономической нестабильности. Естественной преградой их включения в учебный процесс общеобразовательной школы является незнание русского языка. В связи с этим учащиеся в течение года должны практически овладеть навыками русской устной и письменной речи на уровне, позволяющем понимать речь своих московских сверстников, учителей и общаться с ними.
Общая цель обучения — формирование у обучающихся коммуникативной компетенции. Обучение учащихся русскому (государственному) языку осуществляется по методике «русский язык как иностранный» по социальным программам в классах, оформленных разнообразными наглядными пособиями. На данный момент в школе сформированы 3 класса по обучению в соответствии с уровнем владения учащимися русским языком. В первой половине дня у всех трех классов, 5 дней в неделю, проводятся занятия по речевой практике, грамматике и фонетике. Во второй половине дня они занимаются английским языком, родным языком, информационными технологиями, профилактической медициной, а также три раза в неделю занимаются в вольной борьбой. Класс продвинутого уровня два раза в неделю получают основные знания по русскому языку школьного курса, математике и природоведению.
Также в «Школе русского языка» функционирует психолого-логопедическая служба, которая сопровождает учащихся в течение всего процесса их культурно — языковой и социально — педагогической адаптации. Одной из основных задач является обеспечение у учащихся установок толерантности, межнационального согласия и межкультурной коммуникации.
13 декабря 2006 года был проведен круглый стол по теме: «Программа интеграции учащихся мигрантов в Московскую среду и их социокультурная адаптация к условиям столичного мегаполиса», где педагогами классов были показаны открытые уроки. Присутствовали: методист Научно-методического Центра Ю-ВОУО Овчеренко Е.В., специалист по деятельности «Школ русского языка» Виноградова Р.А. и методист Центра Международных образовательных программ Московского института открытого образования, координатор деятельности «Школ русского языка» Арутюнян С.О. Гостям понравились методы ведения занятий, где особое внимание уделялось диалогам между учителем и учащимся и между самими учащимися. Педагоги смогли создать спокойную, комфортную атмосферу в классах, которая чувствуется и на уроках.
Учащиеся, несмотря на то, что они являются носителями разных культур и языков (Сомали, Афганистана, Кубы, Кыргызстана) непринужденно вступают в общение друг с другом на общем, объединяющем их русском языке. Конечно, свободно, грамотно говорить они по-русски еще не могут, но уже довольно хорошо понимают и принимают русскую речь.
22 декабря 2006 года прошел новогодний праздник, организованный администрацией и педагогами «Школы русского языка», на котором юноши из Сомали читали стихотворения А.С.Пушкина и С.Есенина, посвященные Новому году и зиме. Девушки из Афганистана продемонстрировали чудеса кулинарного искусства национальной кухни и исполнили национальные танцы.
Недавно Вечерняя сменная школа №185 заключила договор С Молодежным Интерклубом «Этносфера» о совместной деятельности и сотрудничестве. Интеклуб организовывает выездные лагеря для учащихся мигрантов различных рас и национальностей. В данном проекте участвуют образовательные учреждения города Москвы, других регионов России, а также зарубежья. В рамках деятельности Интерклуба в школе учащиеся и их родители получают доступ к информации о странах и народах мира , а также возможность непосредственно общаться с представителями различных культур.
В Интерклубе могут заниматься учащиеся разных возрастов в различных мини-группах и такую же возможность предоставляется их родителям.
Ребята, которые пришли изучать русский язык в ГОУ ВСШ №185, чувствуют себя комфортно и с большим энтузиазмом посещают все предлагаемые занятия, в том числе и в блоке дополнительного образования. Естественно, все языковые проблемы не решаются за один год обучения в «Школе русского языка». В связи с этим программа предусматривает последующее патронажное сопровождение учащихся в течение нескольких лет в форме занятий в коррекционных группах русского языка как иностранного (РКИ) во второй половине дня.