ЕГЭ в Москве (Вопросы и ответы)

Единый государственный экзамен в Москве в 2007 году в вопросах и ответах

  1. Что такое единый государственный экзамен?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы. Результаты ЕГЭ признают общеобразовательные учреждения в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации; вузы и ссузы, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена, в качестве результатов вступительных испытаний на специальности, выделенные под ЕГЭ.

По итогам ЕГЭ выпускник школы получает аттестат об окончании школы с традиционными отметками по 5-балльной шкале и свидетельство о результатах ЕГЭ с оценками по 100-балльной шкале.

  1. Кто допускается к сдаче ЕГЭ?

В соответствии с решением государственной экзаменационной комиссии города Москвы для проведения единого государственного экзамена участвовать в ЕГЭ в Москве в мае-июне 2007 года могут

    • выпускники государственных и негосударственных аккредитованных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, расположенных на территории города Москвы, освоившие программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования;
    • выпускники прошлых лет;
    • все поступающие в вузы города Москвы, имеющие аттестат о среднем (полном) общем образовании государственного образца РФ.

Выпускники с ослабленным здоровьем, имеющие право на щадящий режим при проведении государственной (итоговой) аттестации, допускаются к сдаче ЕГЭ при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

Участвовать в ЕГЭ в июле 2007 года должны все поступающие в вузы и ссузы, расположенные в Москве, участвующие в эксперименте по введению ЕГЭ.

  1. По каким предметам проводится ЕГЭ в Москве?

Установлен перечень общеобразовательных предметов, по которым будет проходить ЕГЭ в Москве в 2007 году:

    • на этапе государственной (итоговой) аттестации выпускников: русский язык, математика, физика, литература, химия, биология, география, история России, обществознание, английский язык, информатика;
    • на этапе вступительных испытаний в учреждения среднего и высшего профессионального образования: русский язык.
  1. В чем особенности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в условиях ЕГЭ в 2007 году?

 

 

Для выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений города Москвы устанавливается обязательная форма государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Экзамен по литературе устанавливается в качестве дополнительного обязательного экзамена на государственной (итоговой) аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений в рамках пяти экзаменов, установленных Департаментом образования города Москвы.

Выпускнику 11 (12-х) классов предоставляется право выбрать форму итоговой аттестации по литературе:

    • сочинение (изложение с творческим заданием);
    • экзамен в форме ЕГЭ;
    • устный экзамен по литературе, форму которого, в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов, определяет общеобразовательное учреждение.

По остальным установленным предметам предоставляется возможность участвовать в едином государственном экзамене на добровольной основе.

  1. В чем особенности вступительных испытаний в вузы и ссузы Москвы, в условиях ЕГЭ в 2007 году?

Вузы и ссузы, расположенные на территории города Москвы, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена, осуществляют прием и зачисление с учетом результатов ЕГЭ на все направления подготовки (специальности). Абитуриенты, сдававшие ЕГЭ в мае-июне 2007 года, обязаны подать эти результаты в вузы и ссузы, участвующие в эксперименте.

При этом все абитуриенты вузов и ссузов, участвующих в эксперименте по введению единого государственного экзамена, должны сдать вступительные испытания на специальности, выделенные под ЕГЭ, по русскому языку только в форме и по материалам ЕГЭ (в июне или в июле).

По всем предметам, кроме русского языка, на вступительных испытаниях на специальности, выделенные под ЕГЭ, московские абитуриенты в июле будут сдавать экзамены только в традиционной для вуза (ссуза) форме. При этом следует учесть, что если абитуриент участвовал в ЕГЭ в мае-июне по отдельным предметам, то в июле он не может и не должен повторно сдавать экзамены по этим предметам, а должен представить свое свидетельство о результатах ЕГЭ, полученное в июне.

ВУЗы и ссузы, не участвующие в эксперименте по введению ЕГЭ, вступительные испытания проводят в традиционной форме, при этом вуз (ссуз) может принять решение об учете результатов ЕГЭ в качестве вступительных испытаний.

  1. Как оцениваются экзаменационные работы ЕГЭ?

Экзаменационные работы ЕГЭ оцениваются тестовыми баллами (по стобалльной шкале) и школьными отметками (по пятибалльной шкале).

Порядок и шкалу перевода баллов в отметки, на основе которых выставляются отметки в аттестат, ежегодно устанавливает Федеральное агентство по образованию и науки по итогам сдачи ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету.

 

Оценка за ЕГЭ в 100-балльной шкале заносится в свидетельство о результатах единого государственного экзамена, которое абитуриент может отправить в один или несколько вузов города Москвы или других городов Российской Федерации, участвующих в ЕГЭ.

  1. Как учитывается отметка по ЕГЭ при выставлении отметки в аттестат о среднем (полном) общем образовании?

Выпускникам — участникам ЕГЭ в аттестат ставится итоговая отметка, которую определяют с учетом годовой отметки и отметки, выставленной на ЕГЭ. При этом в аттестат выставляется:

    • более высокая отметка при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
    • среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок — при разнице между годовой отметкой и отметкой по ЕГЭ более чем один балл; округление производится в пользу ученика (в сторону более высокого балла).

В случае сдачи выпускником экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и письменного экзамена по русскому языку и литературе (сочинение или изложение) итоговая отметка в аттестат по русскому языку выставляется как среднее арифметическое годовой отметки по русскому языку, отметки по русскому языку, полученной по результатам письменного экзамена по русскому языку и литературе, и отметки по единому государственному экзамену по русскому языку. При округлении средней арифметической итоговой отметки по русскому языку дробная часть отбрасывается, если она меньше 0,5 , и округление производится в сторону более высокого балла, если дробная часть больше или равна 0,5.

В случае сдачи выпускником письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме сочинения (изложения) и экзамена по литературе в форме ЕГЭ (или по литературе — устно) итоговая отметка в аттестат по литературе выставляется как среднее арифметическое годовой отметки по литературе, отметки по литературе, полученной по результатам письменного экзамена по русскому языку и литературе, и отметки по единому государственному экзамену по литературе. При округлении средней арифметической итоговой отметки по литературе дробная часть отбрасывается, если она меньше 0,5 , и округление производится в сторону более высокого балла, если дробная часть больше или равна 0,5.

  1. Где будут проходить единые государственные экзамены?

Единые государственные экзамены будут проходить в специальных пунктах проведения экзаменов. Перечень пунктов проведения экзаменов в июне, с указанием адреса и проезда, заблаговременно поступит в каждое общеобразовательное учреждение. Данные о пункте проведения экзамена в июле абитуриент получает в приемной комиссии вуза (ссуза).

  1. Какие документы выдаются выпускникам, сдавшим ЕГЭ?

Всем выпускникам, сдавшим ЕГЭ, выдаются: аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство с результатами ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам, сданным в форме ЕГЭ.

  1. Где и как можно проверить свою готовность к ЕГЭ?

 

В интернете на сайте Московского института открытого образования www.mioo.ru размещены интерактивные тренировочные и диагностические варианты экзаменационных работ. При их выполнении учащийся сразу получает оценку работы.

Демонстрационные и интерактивные версии размещены также на портале информационной поддержки единого государственного экзамена — www.ege.edu.ru, сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru.

Издательствами «Просвещение», «Вентана — Граф» и «Интеллект-центр» выпускаются варианты контрольных измерительных и учебно-тренировочных материалов.

ЗАО «1С» выпускает специальный СD-диск «Репетитор».

Для выпускников, изъявивших желание участвовать в едином государственном экзамене, в апреле 2007 года будет проведен пробный экзамен по русскому языку. Результаты пробного экзамена не влияют на выставление годовых отметок.

  1. Как принять участие в ЕГЭ?

Все желающие участвовать в ЕГЭ в мае — июне, могут подать соответствующее заявление до 25 апреля 2007 г. на имя председателя государственной экзаменационной комиссии, руководителя Департамента образования города Москвы  Л. П. Кезиной в администрацию любого общеобразовательного учреждения, которое они оканчивают (окончили) или которое расположено в районе по месту проживания — регистрации заявителя.

Получить бланки заявлений можно в каждом общеобразовательном учреждении, которые необходимо заполнить и вернуть в администрацию школы.

  1. Есть ли необходимая информация о ЕГЭ в Москве в интернете?

Всю необходимую информацию по вопросу проведения ЕГЭ в Москве (нормативно — инструктивные документы, рекомендации Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Департамента образования города Москвы; информационные, учебно-демонстрационные материалы и т.д.) можно получить на официальном сайте Департамента образования города Москвы www.educom.ru (раздел «Диалог»), информационном портале «Московское образование» Департамента образования города Москвы www.mosedu.ru (раздел «Ученик»), сервере Московского института открытого образования: www.mioo.ru (раздел «ЕГЭ в Москве»), а также на Интернет-портале информационной поддержки ЕГЭ www.ege.edu.ru.

Размещаемая информация в интернете оперативно пополняется и корректируется.

  1. Где можно получить консультацию по подготовке к ЕГЭ?

Получить консультацию для выпускников и родителей по подготовке к ЕГЭ по общеобразовательным предметам можно в Информационно-ресурсных центрах окружных управлений образования:

Округ Адрес Центра Телефон для справок
Южный Ул. Чертановская, д. 25б (здание ОМЦ) 313-68-12
Северо-Западный Ул. М. Тухачевского, д. 43 (здание ОМЦ) 947-65-25
Северный Линейный пр., д. 9 (здание ОМЦ) 482-53-88
Восточный Ул. 1-ая Парковая, д. 12 (Центр образования «Юниор») 163-40-83
Северо-Восточный Ул. Новоалексеевская, д. 8 (здание ОМЦ) 287-15-28
Западный Мичуринский пр-т, д. 40 (МУК № 2 «Раменки») 932-30-00
Центральный Ул. Воронцовская , д. 6а, стр. 1 (здание ОМЦ) 912-60-14
Юго-Западный Ул. Ак. Челамея, д. 8б (здание ЦДО детей «Дистантное обучение») 936-31-04
Юго-Восточный Ул. Юных Ленинцев, д. 111, кор. 3 (Технопарк «Инновации в науке и образовании» 172-08-80
Зеленоградский Зеленоград, кор. 430а (здание ОМЦ) 534-55-20
  1. Чем отличается проведение ЕГЭ от традиционной формы государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ссузы и вузы?

ЕГЭ в отличие от традиционной формы проводится:

    • по единым общероссийским экзаменационным работам (контрольным измерительным материалам), а не по материалам самого образовательного учреждения;
    • по единой процедуре проведения и обработки результатов ЕГЭ на федеральном уровне без непосредственного участия тех, кто обучал или будет обучать;
    • единой региональной государственной экзаменационной комиссией, а не экзаменационной комиссией каждого образовательного учреждения.
  1. Дает ли ЕГЭ преимущества участникам эксперимента?

Действительно, ЕГЭ дает целый ряд преимуществ, он позволяет:

    • сдать выпускные и вступительные испытания одновременно (один раз);
    • по результатам участвовать в конкурсном отборе без сдачи вступительных экзаменов сразу в нескольких выбранных вузах;
    • подавать документы в вузы без выезда к месту их расположения (унифицированная процедура подачи документов отрабатывается в ходе эксперимента).
  1. В какие сроки проводится ЕГЭ?

Сроки проведения ЕГЭ на период эксперимента установлены в соответствии с нормативными положениями, предусмотренными для традиционной формы: в июне — для выпускников школ, в июле — для поступающих в вузы.

Ежегодно приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки устанавливаются единые конкретные сроки проведения ЕГЭ для всех территорий Российской Федерации. Пропустившие ЕГЭ по данному предмету по уважительной причине имеют возможность сдать его в дополнительные сроки (резервные дни) до окончания общей сессии.

  1. По какой шкале оцениваются результаты ЕГЭ?

Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами (по 100-балльной шкале) и отметками (по 5-балльной шкале). Ежегодно Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки устанавливает по итогам сдачи ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету шкалу перевода баллов в отметки, на основе которых выставляются итоговые отметки в аттестат.

  1. Почему свидетельство о результатах ЕГЭ действительно только в течение одного года?

Можно ли использовать свидетельство о результатах ЕГЭ текущего года для поступления в вуз, ссуз в следующем году?

Фактически свидетельство о результатах ЕГЭ — это эквивалент традиционного экзаменационного листа поступающего в вузы, ссузы.

Свидетельство о результатах ЕГЭ действует до 31 декабря текуще?го года и предназначено для участия в конкурсе при зачислении в вузы. Использовать свидетельство текущего года для поступления в вуз и ссуз в следующем году нельзя. Не прошедшие по конкурсу должны будут сдавать экзамены в следующем году. По аналогии с традиционной формой поступления необходимо подтверждать свои знания (конкурентоспособность) ежегодно.

  1. Кто устанавливает порядок проведения ЕГЭ?

Министерство образования и науки Российской Федерации устанавливает форму, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ, утверждает структуру и содержание контрольных измерительных материалов и процедуру проведения ЕГЭ, обеспечивает участников экзаменационными материалами и организует централизованную обработку результатов.

ЕГЭ проводится в письменной форме и выполняется на единых бланках ответов.

  1. Какая продолжительность экзаменов по предметам и какими дополнительными материалами можно пользоваться на экзаменах?

Продолжительность экзаменов по общеобразовательным предметам в 2006 г. следующая: по математике, литературе составляет 4 часа (240 минут), по физике, истории России — 3,5 часа (210 минут), по русскому языку, биологии, географии, химии, обществознанию — 3 часа (180 минут), по английскому языку — 170 минут.

На экзаменах по всем общеобразовательным предметам не допускается использование любых дополнительных материалов, кроме:

    • непрограммируемого калькулятора — на экзамене по физике;
    • непрограммируемого калькулятора, периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимического ряда напряжений металлов — на экзамене по химии;
    • линейки и транспортира (не имеющие записей в виде формул) — на экзамене по географии.
  1. Кто занимается организацией ЕГЭ в субъектах Российской Федерации?

Для проведения ЕГЭ на территории города Москвы создается государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) по проведению единого государственного экзамена в городе Москве, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений. ГЭК организует работу по подготовке, проведению и контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ на территории Москвы.

Состав ГЭК утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Состав и порядок работы ГЭК доводятся до сведения выпускников, поступающих в вузы и ссузы, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за две недели до начала проведения ЕГЭ.

  1. К кому можно апеллировать по результатам сдачи ЕГЭ?

Для разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке экзаменационных работ в рамках ЕГЭ, защиты прав выпускников и поступающих, участвующих в эксперименте, создается конфликтная комиссия по проведению ЕГЭ на территории города Москвы.

Конфликтная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в вузы и ссузы.

Порядок и место приема апелляций доводятся ГЭК до сведения выпускников, поступающих, руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за две недели до начала проведения ЕГЭ.

  1. По каким вопросам, связанным с результатами ЕГЭ, можно подавать апелляцию?

Участники ЕГЭ имеют право подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию:

    • о нарушении процедуры проведения экзамена;
    • о несогласии с выставленной отметкой.

Апелляции по содержанию контрольных измерительных материалов не принимаются.

  1. Какие документы необходимо представлять при приеме в ВУЗЫ, ССУЗЫ?

При подаче заявления о приеме в вуз, ссуз поступающие, сдавшие ЕГЭ, кроме установленного порядком приема перечня документов, предоставляют по своему усмотрению оригинал или заверенную копию свидетельства о результатах ЕГЭ (только в случае сдачи ЕГЭ в мае-июне текущего года). Требование вуза об обязательности подачи свидетельства о результатах ЕГЭ не правомерно. Документы можно подать в один или несколько вузов, ссузов. Допускается направление документов заказным письмом.

  1. Как учитываются результаты международных и всероссийских олимпиад при проведении ЕГЭ?

Выпускникам — членам сборных команд Российской Федерации, победителям и призерам международных олимпиад, победителям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам на основании документа Министерства образования и науки Российской Федерации, подтверждающего их участие в олимпиаде, без сдачи экзамена по общеобразовательным предметам, профильным олимпиаде, в свидетельство выставляется высший балл «100».

  1. Каким официальным издательствам предоставлено право публиковать материалы для подготовки к ЕГЭ?

Федеральным институтом педагогических измерений предоставлено право в 2006 году публиковать материалы единого государственного экзамена следующим издательствам:

    • Федеральному государственному унитарному предприятию «Издательство «Просвещение»;
    • Издательскому Центру «Вентана — Граф» ;
    • ООО «Интеллект-Центр»,
    • ЗАО «1С».

В последнее время появилось большое количество литературы о ЕГЭ, выпускаемой другими издательствами. За качество этих печатных изданий Министерство образования и науки России не несет ответственности.

  1. Почему абитуриенты не имеют права выбора, какой экзамен сдавать — ЕГЭ или традиционный?

Право выбора формы вступительных испытаний никогда не предусматривалось в практике организации приема в вузы. Установление формы всегда было правом тех, кто проводит экзамены. Этот подход был сохранен и при определении моделей проведения эксперимента.

  1. Какой будет система обучения при полномасштабном введении ЕГЭ? Изменится ли общая направленность учебного процесса?

Во-первых, предполагается, что в учебный процесс наряду с традиционными формами контроля знаний будут вводиться тестовые технологии.

Во-вторых, учебный процесс будет в большей степени направлен на повышение качества подготовки учащихся. Опыт проведения ЕГЭ и результаты международных исследований показывают, что учащиеся испытывают затруднения при выполнении заданий с развернутым ответом, особенно по предметам гуманитарного блока. Школам и учителям придется особое внимание уделять вопросам, направленным на развитие творческих способностей.

  1. Каковы структура и содержание контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ?

Содержание экзаменационных материалов определяется на основе примерных программ общеобразовательных предметов, разработанных Министерством образования России, и не может выходить за пределы указанных программ.

Экзаменационные материалы по каждому общеобразовательному предмету состоят из трех частей, которые включают задания трех типов:

    • тип «А» — задания с выбором ответа из четырех предложенных;
    • тип «В» — задания с кратким свободным ответом (слова или числа);
    • тип «С» — задания с развернутым свободным ответом (включающим словесное обоснование или сочинение-рассуждение, решение задач или доказательства и т.п.).
  1. КИМы во всех регионах одинаковые?

КИМы являются одинаковыми по структуре и содержанию, но варианты заданий для разных регионов и разных пунктов проведения экзаменов отличаются.

  1. Беспокоит недостаток времени для выполнения заданий. Кто-нибудь исследует вопрос — оптимально оно, избыточно или недостаточно?

Формат проведения ЕГЭ принципиально отличается от привычных форм сдачи выпускных и вступительных экзаменов.

Если в традиционной форме пятерку может получить тот, кто за установленное время выполнил все задания, то при сдаче ЕГЭ пятерку получает выпускник, который мог не выполнить часть заданий правильно или не приступал к выполнению отдельных заданий.

С этой точки зрения вопрос об оптимальности времени связан с решением другой задачи — обеспечения возможности вуза отобрать своего абитуриента. Очевидно, что требования, предъявляемые к знаниям абитуриентов на направления и специальности математического, технического, педагогического профиля, разные.

Школьную пятерку можно получить, набрав более 70 баллов в 100-балльной шкале. Но при этом получение 100 баллов должно быть достаточно редким случаем.

В мировой практике существует ориентация, что 100 баллов должны набрать не более 0,1% из числа сдающих. При подготовке экзаменационных материалов и определении времени на их выполнение разработчики ориентировались на те же показатели. Опыт трех лет проведения ЕГЭ показывает, что выбранная структура КИМов и время, устанавливаемое для выполнения заданий, соответствуют этим требованиям.

Кроме того, проводятся специальные исследования по результатам ЕГЭ, а также учитывается мнение непосредственных участников ЕГЭ. По ряду общеобразовательных предметов время для выполнения заданий меняется в ходе проведения эксперимента. Если продолжительность экзамена по математике в 2001 г. была 3 ч, в 2002 г. — 3,5 ч, то в 2003 г. она составила 4 ч. Но это не значит, что меняется только время выполнения работы, меняется и совершенствуется содержание и структура самих экзаменационных материалов.

  1. Вызывает тревогу то, что эксперимент недостаточно открытый. Предполагается ли публикация перечня вопросов, из которых формируются задания для ЕГЭ?

Ежегодно после проведения ЕГЭ публикуются учебно-тренировочные материалы, отдельные варианты КИМов, использовавшиеся в текущем году, а также демонстрационные версии КИМов следующего года по всем общеобразовательным предметам. В демонстрационных версиях представлена структура и содержание КИМов с соответствующим перечнем вопросов по разделам программ общеобразовательных предметов.

В перспективе планируется создание банка заданий с открытым доступом для выпускников, поступающих в вузы и ссузы, и преподавателей.

  1. Отмечается, что задания типа «С» КИМов не всегда согласуются с программами по предметам.

Если так и должно быть, то как узнать уровень тематического углубления и расширения материала тестовых заданий?

Содержание КИМов, как отмечалось ранее, не может выходить за пределы школьной программы. Это требование распространяется и на задания с развернутым ответом (тип «С»). Во всех трех частях КИМов присутствуют задания разного уровня сложности для определения степени усвоения содержания программы. Получить информацию о содержании заданий можно в опубликованных материалах и на сайтах www.fipi.ru и www.ege.edu.ru.

  1. Почему все результаты ЕГЭ проверяются только централизованно? Существует риск потери части работ. Почему нельзя проверять экзаменационные работы в региональных центрах? Это было бы к тому же и значительно дешевле.

Действительно, по принятой технологии результаты ЕГЭ по вопросам типа «А» и «В» обрабатываются компьютерами в едином федеральном центре. Проверка заданий с развернутыми ответами осуществляется предметными комиссиями ГЭК в регионе по единым для всей страны критериям.

После проверки результаты экзамена направляются в Центр тестирования Министерства образования и науки России, где происходит их совместная окончательная обработка. Это необходимо для того, чтобы отметки (тестовые баллы), выставленные за экзамен, имели одинаковую «стоимость», независимо от того, где сдавался экзамен, в Якутске или Астрахани.

  1. Известно, что в разных школах преподаватели предъявляют разные требования к формам записи ответов. Существуют ли единые требования к оформлению работ, особенно типа «В» и «С»?

Каждый сдающий ЕГЭ дожжен ознакомиться с инструкциями по подготовке к участию в ЕГЭ, формами бланков ответов, а также инструкциями, в которых предусмотрены единые правила их заполнения.

Все эти документы размещаются на сайтах Департамента образования города Москвы, Московского института открытого образования, будут опубликованы в сборнике «Проведение итоговой аттестации обучающихся в Москве в 2007 году. Единый государственный экзамен в Москве».

Преподаватели, объясняющие порядок выполнения работ, обязаны знать все эти правила. Кроме того, предусмотрено проведение пробного экзамена, где выпускники могут выполнить работы в реальном режиме.

  1. При выполнении заданий типа «В» КИМов существует вероятность того, что учащиеся дадут правильный ответ, но его формулировка будет отличаться от заложенной в программе. Как поступать в подобном случае?

Возможны случаи, когда краткие ответы на задания (тип «В») могут быть записаны по-разному, имея правильное содержание, например «Петр I» и «Петр Великий». И в том и в другом случае ответ засчитывается как правильный. Программой обработки это предусмотрено. С 2003 г. введена процедура, когда специалисты просматривают все ответы, которые компьютер оценил как неправильные, и вводят соответствующие поправки.

  1. Сохраняются ли при поступлении в вуз по результатам ЕГЭ льготы, предусмотренные для отдельных категорий абитуриентов?

Права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для льготных категорий поступающих, сохраняются и при проведении ЕГЭ.

  1. Каковы условия приема в вузы на заочное (очное-заочное) отделение?

Право принятия решения о проведении приема в условиях ЕГЭ на очно-заочную и заочную формы обучения в условиях эксперимента предоставлено вузам. Отдельные вузы уже стали устанавливать единые сроки сдачи экзаменов и на эти формы обучения.

  1. А если я хочу в артисты?

Художественные, спортивные и прочие творческие вузы будут участвовать в ЕГЭ только по общеобразовательным предметам. Творческие экзамены сохраняются в традиционной форме.

  1. Каковы перспективы у тех учащихся, которые сдали ЕГЭ на уровне, недостаточном для поступления в выбранные ими вузы?

Выпускники, сдавшие экзамен в рамках ЕГЭ, могут подать документы в разные вузы, на разные формы обучения, и ждать результатов конкурсного отбора. В этих условиях возможности поступления расширяются.

В случае если выпускник решил поступать в определенный вуз, сдал ЕГЭ, но набранных баллов не хватает для приема, то ему придется сдавать вступительные испытания на следующий год.

  1. Если только часть экзаменов, которые требуются для поступления в конкретный вуз, сдана в форме ЕГЭ, то можно ли досдать остальные экзамены при поступлении в вуз?

Можно, если в установленной схеме участия субъекта Российской Федерации предусмотрены соответствующие общеобразовательные предметы. Указанные вступительные испытания организуются ГЭК совместно с приемными комиссиями вузов, которые направляют поступающего в пункты проведения ЕГЭ для сдачи недостающих экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ.

При отсутствии необходимых общеобразовательных предметов в перечне, установленном приказом Минобразования и науки России для данного субъекта Российской Федерации, приемная комиссия вуза осуществляет прием вступительных испытаний самостоятельно, в традиционной форме.

Об особенностях ЕГЭ при поступлении в московские вузы см. также в ответе на вопрос № 5.

  1. Достаточны ли сроки для приема документов в вузы для того, чтобы абитуриент успел получить и переслать свидетельство о результатах ЕГЭ? Эти сроки устанавливают сами ВУЗЫ или они будут общими по стране?

При проведении эксперимента выпускные и вступительные испытания проводятся в сроки, установленные для традиционной формы экзаменов. Прием документов в вузы заканчивается 15 июля, а свидетельство о результатах ЕГЭ выпускники получают до 25 июня. Времени достаточно для подачи документов для поступления в вузы.

  1. Как учитываются результаты централизованного тестирования выпускников, проводимого Федеральным центром тестирования, при проведении ЕГЭ?

Положением о проведении ЕГЭ для вузов, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ, не предусматривается возможность использования результатов централизованного тестирования в качестве вступительных испытаний на направления подготовки и специальности, включенные в эксперимент по введению ЕГЭ.

На направления подготовки и специальности, не включенным в эксперимент по введению ЕГЭ, допускается использование результатов централизованного тестирования в порядке, установленном правилами приема вуза.

  1. Как учитываются результаты ЕГЭ в вузах?

По результатам ЕГЭ каждый выпускник получает свидетельство, в котором его уровень подготовки по каждому предмету указан по стобалльной шкале. Это свидетельство абитуриент направляет в приемную комиссию интересующего его вуза. Если учащегося инте?ресует сразу несколько вузов, то он может направить в эти вузы копии своего свидетельства. Приемные комиссии обязаны рассмотреть все присланные свидетельства, включая копии, и сообщить каждому абитуриенту, приславшему свидетельство, попадает ли он со своей суммой баллов (по предметам, утвержденным приемной комиссией вуза на данную специальность) в число бюджетных или платных мест согласно заочному конкурсу. Понятно, что результат подобного заочного конкурса зависит не только от балла данного учащегося, но и от баллов его конкурентов — других абитуриентов, направивших свои заявки в тот же вуз на туже специальность (факультет). Поэтому, не попав со своей суммой баллов в один вуз, абитуриент может получить приглашение из другого вуза. В ближайшем будущем планируется введение системы оперативного информирования абитуриентов по условиям возможного зачисления в конкретный вуз через интернет.

  1. Каким образом формируется проходной балл в вуз в условиях ЕГЭ?

Проходной балл в вуз в рамках ЕГЭ определяется на основе общего рейтинга поступающих по количеству баллов, набранных по всем предметам, по которым проводится зачисление на данную специальность.

До начала вступительных испытаний вуз устанавливает и объяв?ляет проходные баллы для лиц:

    • имеющих право на зачисление по результатам сдачи только профильных испытаний;
    • имеющих в соответствии с законодательством право на вне? конкурсное зачисление.

В вузе вывешиваются списки лиц, прошедших конкурс (сдавших все экзамены), список резерва для зачисления на’ места, которые ос?вобождаются в случае отказа прошедших конкурс либо своевременно не подтвердивших согласие на зачисление (не представивших в установленный срок оригиналы документов).

  1. Как вузы МОГУТ использовать 100-балльную шкалу при приеме абитуриентов из других регионов, не сдававших ЕГЭ. и оценивать их знания с помощью обычных экзаменов по шкале, установленной вузом?

В настоящее время вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок пересчета результатов ЕГЭ по 100-балльной системе в собственные оценки вступительных экзаменов. В зависимости от конкурса для одного вуза пятерка по математике может оказаться равной 95 баллам, а для другого — 75. Это определяется конкурсом и уровнем подготовки абитуриентов, подавших докумен?ты в данный вуз на данную специальность.

Шкала перевода из 100-балльной системы в вузовскую систему оценивания объявляется до начала вступительных экзаменов прави?лами приема в вуз. Это связано с тем, что в условиях эксперимента схема участия субъектов Российской Федерации и соответственно прием в вузы могут осуществляться по ограниченному числу предметов и ограниченному количеству направлений подготовки и специальностей.

  1. Могут ли вузы проводить собственные экзамены в дополнение к ЕГЭ?

Действующим Положением о порядке проведения ЕГЭ не предусмотрено проведение дополнительных вступительных испытаний в традиционной форме, за исключением специальностей искусства и культуры.

  1. Могут ли вузы проводить дополнительные конкурсные экзамены среди тех, кто имеет одинаково высокие баллы по ЕГЭ? Что будут делать вузы, если слишком большое количество претендентов получит примерно одинаковые баллы по ЕГЭ и их будет больше, чем мест? Возможен ли конкурс аттестатов?

При наличии одинаковых баллов порядок зачисления устанавливает приемная комиссия вуза. Этот порядок действует как в тради?ционной форме, так и в рамках ЕГЭ для абитуриентов.

В условиях получения результатов ЕГЭ в 100-балльной системе (в отличие от традиционной 5- или 10-балльной) вероятность такой ситуации очень незначительна. За прошедшие годы провоедения эксперимента по введения ЕГЭ таких вопросов по проблемам зачисления не возникало ни со стороны вузов, ни со стороны абитуриентов. В случае их появления возмож?ны разные пути решения, в том числе и учет результатов обучения в школе.

  1. Что делать абитуриентам, если вуз, официально заявивший о приеме результатов ЕГЭ для зачисления студентов, на деле их принимать отказывается?

В случае нарушения прав абитуриентов, предусмотренных порядком приема, поступающие имеют право обжаловать действие приемной комиссии в административном порядке в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

  1. Как узнать, на какие направления подготовки и специальности принимаются результаты ЕГЭ?

Перечень направлений подготовки и специальностей, по которым проводится прием в форме и по материалам ЕГЭ, устанавливается правилами приема конкретного вуза и должен публиковаться на его сайте, а также в сборниках для поступающих в вузы.

  1. Может ли недоверие вузов к ЕГЭ привести к тому, что они будут искусственно поднимать проходной балл?

Представители вузов так же, как и представители школ, являются непосредственными организаторами проведения ЕГЭ. Недоверие вузов к ЕГЭ означает недоверие в том числе и к себе.

Искусственное завышение проходного балла для медалистов при заинтересованности вузов набрать наиболее подготовленную молодежь может привести к недобору, так как абитуриенты не захотят подавать документы в этот вуз.

В то же время надо иметь в виду, что проходные баллы в разные вузы и на разные специальности (факультеты) могут быть разными, это зависит от того, сколько подано заявлений и с какими результатами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *